Социальное сопровождение

Оказание помощи ветеранам и инвалидам военной действий является одной из задач деятельности российского государства. Решение данной задачи возложено на ряд министерств и ведомств. В связи с этим используется значительное число терминов, профессионализмов, сленгов, что создает определенное разночтение одной и той же ситуации специалистами различной ведомственной принадлежности и приводит к формированию правовых казусов. Ключевое разночтение возникает в связи с толкованием слова «обеспечение». Толковые словари определяют смысл «обеспечение» не менее, чем по 4 направлениям:

1) обеспечение – это процесс;

2) обеспечение – это материальные средства, используемые и/или создаваемые в процессе обеспечения;

3) обеспечение – предмет, служащий ручательством, гарантией обеспечения сохранности или исполнения чего-либо (наиболее понятной аналогией является золотовалютное обеспечение покупательной способности российского рубля);

4) обеспечение – это результат процесса обеспечения.

Применительно к рассматриваемой ситуации важны 2 момента. Первый момент связан с тем, что социальные службы в рамках достижения цели деятельности воспринимают и организуют социальное обеспечение как процесс. Другая сторона этого процесса – потребитель услуг – воспринимает социальное обеспечение как результат, как достижение удовлетворения потребностей. Если проанализировать позиции сторон, то окажется, что высший эшелон российской власти – Президент РФ, Председатель Правительства РФ – в своей деятельности в большей степени ориентирован на социальное обеспечение в формате результата. Данный факт наиболее очевиден в Посланиях Президента РФ в Посланиях к Федеральному Собранию РФ 2014-2017 годов. В то же время действующая редакция ГОСТ Р 50646-2012. Национальный стандарт РФ «Услуги населению. Термины и определения», как и предыдущие версии, с позиции буквы закона определяет следующее: «3.1.1. Услуга: результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя услуг по удовлетворению потребности потребителя услуг.». Данный момент категорично определяет обеспечение как процесс. В более широком и свободном понимании текста не исключается и другой смысл обеспечения в формате результата обеспечения. Все изложенное обосновывает известное разночтение в том, что поставщик социальных услуг рассматривает и определяет социальное обеспечение как процесс, а потребитель социальных услуг рассматривает и определяет социальное обеспечение как состоявшийся и желаемый результат.

Обсуждаемая ситуации непосредственно касается и деятельности региональной общественной организации «Общество инвалидов войны в Афганистане “Московский Дом Чешира”» (далее – Организация). Во избежание данной ситуации процесс оказания всех видов социальных услуг определяется словосочетанием «социальное сопровождение», которое более близко к общемировой терминологии и более четко определяет суть деятельности в рамках процесса. Содержательная часть этого процесса конкретно изложена в концепции развития региональной общественной организации «Общество инвалидов войны в Афганистане “Московский Дом Чешира”».

Концепция развития Организации как ориентир социально ориентированной деятельности имеет ряд аспектов развития, прежде всего, важных потребителям социальных услуг – ветеранам и инвалидам военной действий, категориям лиц к ним приравненных (далее: ветераны и инвалиды военной действий). В качестве основополагающих принципов социального обеспечения определены следующие моменты:

Принцип № 1: Приоритет преемственности, последовательности и неотложности оказания услуг. Направление связано с первичным звеном реабилитации лечебных учреждений Минобороны России расположенных на территории города Москвы (Московской области), обеспечивающих демобилизуемому военнослужащему (претендующего на статус инвалида военной травмы) информационную поддержку о возможности пребывания в реабилитационном Центре «Московский Дом Чешира» и наоборот – реабилитационному Центру «Московский Дом Чешира» о демобилизуемом военнослужащем (инвалиде (ветеране) боевых действий). Таким образом, инвалид (ветеран) боевых действий будет знать о Центре, а Центр будет знать об инвалиде, что обеспечит инвалиду (ветерану) боевых действий преемственность, последовательность, неотложность оказания реабилитационных и социальных услуг.

Принцип № 2: Приоритет комплексности оказания социальных услуг.

Принцип № 3: Обеспечение социальной комфортности пребывания инвалидов (ветеранов) боевых действий за счет пребывания в кругу членов семьи.

Принцип № 4: Оперативный и мультифункциональный режим работы. Оперативный режим работы достигается за счет того, что реализуется график работы по принципу «24 часа в сутки – 7 дней неделю – 365 дней в году». Мультифункциональность обеспечивается оперативным решением вопросов жизнеобеспечения для других социальных категорий граждан, ставших гостями города Москвы.

Слабым звеном социального обеспечения как комплексного и многогранного процесса социально ориентированной деятельности государства является методология организации процесса по обращаемости. Анализ сложившейся ситуации и результатов ряда удачных социальных проектов в России и за рубежом позволяют предполагать, что системный прогресс социального сопровождения возможен на основе синтеза двух социальных методологий: системы иерархичности потребностей и индивидуальной траектории жизненного пути (более подробно – в подразделах: «Концепция развития», «Доклады и публикация»). Эти моменты заложены и будут развиваться в рамках социального проекта «Дом солдатского сердца», который начат Организацией в 2017 году как ориентир ближайшей и среднесрочной перспективы деятельности Организации.

Enjoy this blog? Please spread the word :)

Подписывайтесь по электронной почте
YOUTUBE
YOUTUBE