Ольга Константиновна Чехова была родственницей Антона Павловича Чехова сразу с двух колен своей родни, она была замужем за племянником писателя Михаилом, и племянницей Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой жены писателя. Сами Книпперы старый немецкий род, обрусевший в 19 веке. Отец актрисы Константин Леонардович Книппер инженер-строитель работал по всей империи, а средняя дочь родилась в Александрополе, Эриванской губернии, что ныне зовётся городом Гюмри Республики Армения 26 апреля 1897 года.
В 16 лет, родители отправляют дочь к тёте в Москву, где её устраивают на учёбу в студию при Художественном театре. В те дни она и влюбляется в актёра Михаила Чехова, звезда которого восходила на подмостках МХАТа. Через полтора года у них рождается первая дочь Ольги – Ада, а ещё спустя полгода супруги развелись.
В 1920 Ольга уезжает в Германию, где почти сразу начинает сниматься в кино, а к концу 20-х годов она уже стала настоящей звездой немецкого кино, и сама сняла фильм «Шут своей любви», где на главную роль пригласила своего бывшего мужа Михаила.
По приезду в Германию женщина немка по происхождению, говорящая по-русски, также, как и по-немецки и носящая, звучную русскую фамилию сразу стала позиционировать себя немкой, не сближаясь с русскими эмигрантами. Её не интересовали эти комплексующие и смертельно тосковавшие по Родине люди, она приехала сниматься в кино, и она этого добилась.
Перед самой поездкой она имела разговор с Григорием Христофоровичем Артузовым – одним из самых видных деятелей советской госбезопасности двадцатых годов. О чём шёл их разговор неизвестно, как не подтверждается свидетельствами и сотрудничество Ольги Чеховой с нашей разведкой, но факт остаётся фактом в мае 1945 года Ольгу арестовала советская контрразведка и самолётом отправила в Москву, а через два месяца всё также самолётом вернула назад в Берлин.
Тогда же в начале 20-х годов делая карьеру Ольга очень много работала, снимаясь везде где предлагали и заводя связи везде где было возможно. Она снималась в эпизодических ролях и второстепенных героинь, в Чехии, в Австрии, во Франции, пока её не стали узнавать и не стали давать главные роли. Среди её знакомых появилось много функционеров Третьего рейха, а среди знакомых появилась и сама Ева Браун.
Познакомились они с «официальной любовницей» Гитлера в мюнхенской опере где давали «Тристана и Изольду». Они оказались соседками по ложе, и Ева чувственно переживавшая происходившее на сцене в итоге заметила: «Всё как у нас с Адольфом. Долг убивает чувства». Ольга принялась утешать девушку, в то время ещё неизвестную широко. Девушки быстро прониклись к друг другу симпатией, и Ольга пригласила новую знакомую в киностудию. Дружба оказалась крепкой и дала возможность Чеховой многое узнать о личности самого Гитлера. Кроме Евы Браун она знакомится с другой актрисой Карин фон Канцов, женой Геринга.
По всей видимости психологические портреты всей национал-социалистической верхушки наша разведка получила именно от Ольги Чеховой, так как получить своего агента на самом верху Третьего рейха было исключительно сложно. При этом в буквальном смысле этого слова Ольга Чехова агентом разведки не была и всегда отрицала это, хотя и разыгрывала карту агентессы для своего имиджа. Скорее готова была поделиться информацией с теми людьми, которые передавали её наблюдения дальше по инстанции. В конце концов она была просто актриса и не имела доступ к каким-то сверхважным документам.
В 1936 году Ольга выходит за муж за бельгийского предпринимателя Марселя Робинса, но и тут брак распался быстро. Тогда же в 1936 году ей было присвоено звание Государственной актрисы.
– В первый день войны Германии с СССР на даче Геббельса в Ланке (60 километров севернее Берлина) я была приглашена на прием… – вспоминает Ольга – Велись разговоры о немецком походе на СССР. Геббельс выразил мнение, что до Рождества 1941 года немецкие войска будут в Москве. Я позволила заметить, что, по моему мнению, этого не случится. Что по своей территориальности маленькая Германия не сможет победить СССР. Геббельс ответил, что в России будет революция и это облегчит победу над СССР. Я позволила себе заметить, что революция может быть только в стране, где бывает оппозиция.
Геббельс на такой ответ Ольги естественно обиделся, завершил встречу и больше никогда не приглашал.
За всё время войны Ольга Чехова не раз выступала перед солдатами Вермахта с тем, что у нас называлось агитбригадами, но ни разу на Восточном фронте.
Конец войны застал Государственную актрису Третьего Рейха Ольгу Чехову недалеко от Берлина. С дочерью Адой и внучкой Верой она оставалась в своем доме в Кладове, что в предместье германской столицы.
Командир взвода 1660 гвардейского противотанкового арт.полка Останин рассказывал.
«Это было в конце мая 1945 года в Германии. Шоферы нашего полка угнали чей-то спортивный автомобиль. Через некоторое время из комендатуры полка поступило грозное приказание: „Машину вернуть, а виновных строго наказать!“. Меня вызвал командир полка и говорит: „Товарищ Останин! Садитесь в машину, берите с собой несколько банок консервов, хлеба, пару бутылок вина и езжайте по тому адресу, где твои остолопы взяли спортивный автомобиль. Уговорите хозяев, чтобы они позвонили коменданту и сказали, что машина возвращена в целости и сохранности“.
Еду в спортивной машине, моя – следом… Навстречу выходит моложавая женщина. Я пытаюсь объясниться, коверкая немецкие слова: «Гутен таг, фрау», а она мне на чистейшем русском отвечает.
– Здравствуйте!
– Вы знаете русский язык?! – спрашиваю.
– Как не знать!» – отвечает.
Даю команду своим орлам нести в дом консервы, хлеб, сало, вино. Хозяйка улыбается и ставит на стол рюмки. Я наливаю нам с ней, а она солдатам: – ––– Ребята, прошу к столу.
– Будем знакомиться, – говорю. Я офицер Советской Армии, младший техник-лейтенант Останин.
– Ольга Чехова.
Потом позвонила в комендатуру: „Я сама разрешила солдатам покататься на своей машине“. Происшествие было снято с полка».
В одной из комнат её дома при обыске обнаружен высокий чин СС. Хозяйке за укрывательство угрожает расстрел. Ее задерживают и допрашивают. Первая встреча-беседа Чеховой с офицером СМЕРШа полковником Шкуриным состоялась 27 апреля 1945 г. Приводим фрагменты из протокола допроса:
— Приходилось ли вам встречать руководителей фашистского государства?
— С приходом к власти Гитлера в Германии в 1933 году я была приглашена на прием, устроенный министром пропаганды Геббельсом, где присутствовал и Гитлер. Я в числе других актеров была представлена лично фюреру. Он выразил мне наилучшие свои симпатии. Кроме этого, заинтересовался русским искусством, расспрашивал о моей тете Книппер-Чеховой. На политические темы разговоров не было.
— А еще вы бывали на приеме?
— Да, в 1938 году. Был устроен прием Риббентропом по случаю приезда японской делегации. По какому случаю они приехали, мне неизвестно. В театре Риббентроп попросил меня сесть в первом ряду. Справа от меня сидел Гитлер, слева — Геринг. А дальше другие члены германского правительства и дипломатического корпуса. В таком положении нас снимали на кинопленку, а на другой день в газетах Германии и других стран были опубликованы фотоснимки.
Своё пребывание в Москве Ольга Чехова описывает в мемуарах.
«Я прибываю, но не в тюрьму… Сначала офицеры доставили меня в ставку Красной армии в предместье Берлина – Карлсхорст. Они держатся вежливо и отстраненно. Уже этой же ночью меня везут в Позен. Советский самолет увозит в Москву…»
«Я сижу в скромно обставленной комнате, напротив меня – несколько офицеров. Партнеры по беседе вежливы, никто не кричит, в голосе даже намека на угрозу… Они беседуют со мной о литературе, музыке, театре, кино… О личных контактах с Гитлером, самым близким его окружением. Делал ли какие-то заметки Геббельс во время театральных репетиций, диктовал ли свои законы кинематографу, с каких пор наметилось соперничество между Герингом и Геббельсом в культурной жизни Берлина, каково личное впечатление от Гитлера, Геринга, Геббельса и Муссолини, что известно о Бормане.
На все эти затронутые в беседе вопросы я дала более или менее исчерпывающие ответы, — вспомнит много лет спустя Ольга Чехова. — О Геббельсе я могу рассказать много, о Гитлере и Муссолини меньше, а о Бормане вообще ничего. Я его никогда не видела».
Допрашивал ее начальник СМЕРШа Виктор Абакумов. При чтении архивных документов создается впечатление, что Ольгу Чехову привезли только для того, чтобы услышать рассказы о «светской жизни нацистских бонз». Вот характерная цитата из протокола допроса:
«Точно не помню, в котором это было году, когда приезжал из Югославии король с женой. Кажется, в 1938 году были большие чествования четыре дня подряд. Был дан прием в Шарлоттенбургском дворце. Это устраивал Геринг. В прусском старинном дворце комнаты были освещены свечами в старых люстрах, все присутствовавшие были в костюмах времен Фридриха Великого. Геринг с женой встречал гостей. После ужина я сидела с королевской парой в саду, говорили о моих фильмах, о моих гастролях и о Московском художественном театре».
Из справки генерал-майора Утехина: «Будучи в Москве, Чехова вела дневник на немецком языке, который тщательно прятала. Секретным изъятием и просмотром дневника было установлено, что в дневнике Чехова записывает свои впечатления от пребывания в Москве».
«Милый Виктор Семёнович (Абакумов — Авт.)! Пользуюсь случаем послать вам сердечный привет и благодарность за все». По информации Павла Судоплатова, Ольга Чехова «была передана на связь непосредственно Абакумову, ставшему в 1946 году министром госбезопасности. С Абакумовым она поддерживала личную переписку, находясь в Германии, вплоть до его ареста в июле 1951 года».
Свидетельство генерал-лейтенанта П. А. Судоплатова кладет конец догадкам и объясняет многое – например, ту спокойную уверенность, с которой «любимица фюрера» ждет прихода Красной Армии. И вежливые допросы-беседы в Москве.
Там же в своей книге Павел Анатольевич Судоплатов писал
– Известная актриса Ольга Чехова, бывшая жена племянника знаменитого писателя, была близка к Радзивиллу и Герингу и через родню в Закавказье связана с Берией. Позднее она была на личной связи в 1946-1950 годах у сменившего Берию министра госбезопасности Абакумова. Первоначально предполагалось использовать именно ее для связи с Радзивиллом. У нас существовал план убийства Гитлера, в соответствии с которым Радзивилл и Ольга Чехова должны были при помощи своих друзей среди немецкой аристократии обеспечить нашим людям доступ к Гитлеру. Группа агентов, заброшенных в Германию и находившихся в Берлине в подполье, полностью подчинялась боевику Игорю Миклашевскому, прибывшему в Германию в начале 1942 года.
В 1942 году Миклашевскому удалось на одном из приемов встретиться с Ольгой Чеховой. Он передал в Москву, что можно будет легко убрать Геринга, но Кремль не проявлял к этому особого интереса. В 1943 году Сталин отказался от своего первоначального плана покушения на Гитлера, потому что боялся: как только Гитлер будет устранен, нацистские круги и военные попытаются заключить сепаратный мирный договор с союзниками без участия Советского Союза».
Осенью 1945 года после возвращения Ольги Чеховой в Берлин на страницах европейских и американских газет об Ольге Чеховой косяками пошли публикации под сенсационными заголовками: «Шпионка, овладевшая Гитлером», «Комната в ставке фюрера», «Под меховой шубкой — Орден Ленина». У нас же в прессе о ней не печатали, да и сейчас нечасто пишут. Кем же она была?
Ольга Чехова родив дочь, и потом став бабушкой демонстрировала удивительную для своих лет женскую красоту, за что её ушлые журналисты прозвали «женщиной, которая изобрела вечную молодость». Будучи, весьма практичным человеком, Ольга Константиновна, не имея в послевоенный период ролей запускает, вместе с зятем косметологический салон для чего продала последние украшения и ценные вещи – в том числе подарки Гитлера и Геринга. Сняла квартиру в центре Мюнхена, оборудовав ее. Сама спала в крохотной комнатке рядом с кухней, на которой собственноручно готовила кремы, лосьоны и маски. Сначала приходили только восторженные поклонники, привлеченные громким именем хозяйки. Но постепенно салон стал популярным: клиентки свято верили в то, что семидесятилетняя женщина, сохранившая красоту, – годы, казалось, не были властны над ней! – подскажет и им секрет вечной молодости.
И сейчас женщины всего мира следуют ее мудрому совету: «Сначала нужно почистить кожу, а уж потом туфли».
В своих мемуарах Чехова писала: «Итак, в шестьдесят лет еще раз начинаю все сначала… Я продаю свой дом и переезжаю из Берлина в Мюнхен. В центре баварской столицы открываю свой первый косметический салон. Что у меня есть? Знания в косметологии, почерпнутые в Германии и за границей; брюссельский диплом, диплом «Universitе de Beaut» в Париже, слушание лекций в университетах Берлина и Мюнхена, обстоятельные беседы с известным русским биологом профессором Богомольцем, который дал мне дополнительный толчок к поиску собственной рецептуры. Кроме того, у меня немалый опыт практического лечения и консультаций: друзья и знакомые часто оказывались испытуемыми и «подопытными кроликами» для приготовленных мной собственноручно кремов и масок. Мой метод популярен и среди молодых людей, у которых возрастные проблемы с кожей». Таким образом, уже при подготовке своего мюнхенского салона Чехова чувствовала себя довольно уверенно. Косметологи замечают, что ««шефиня» разбирается в их ремесле».
Заработав достаточно денег, Ольга Константиновна распрощалась с салоном и в 1965 году открыла свою собственную фирму «Косметика Ольги Чеховой». Фирма Чеховой выпускала широкий ассортимент декоративной и «уходовой» косметики, все ее линии, без исключения, пользовались повышенным спросом. Пик своей популярности компания переживает в конце 60-х – начале 70-х годов. Именно тогда выходят, ставшие настоящей легендой, ароматы линейки Chapitre (особенно мужской – в причудливом искривленном флаконе). А также знаменитые Annonce, Nancy, Theoreme, Duschenka и другие. Всего в арсенале было около десяти достойных ароматов. Надо заметить, что фирма процветала и после смерти ее основательницы. Правда, принадлежала не потомкам Чеховой, а ее партнерше по бизнесу.
В 1964-м Чехова засобиралась в Москву вместе с дочерью Адой и внучкой Верой и написала старым мхатовским друзьям о том, что собирается приехать «совсем по-домашнему», заказать апартаменты в «Национале». «Со мной будут только секретарь, доктор и массажист…» Что хочет посетить могилы «дяди Антона и тети Оли» и повидать друзей юности Аллу Тарасову и Павла Маркова. Алла Константиновна Тарасова (народная артистка СССР, лауреат пяти Сталинских премий) испугалась одного упоминания имени Чеховой, и в Берлин полетело письмо о том, что «еще не время приезжать». Ольга Константиновна перестала писать, более того, когда по радио или телевидению шли сообщения из СССР, всегда тут же выключала их. В 1977 году предприняла еще одну попытку приехать на Родину, прислала все необходимые бумаги, но разрешение не было получено.
В 1966 году погибла в авиакатастрофе дочь Ольги и внуков – Веру и Михаила сама Ольга Константиновна Чехова.
В 1972 году Президент ФРГ вручил актрисе орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», так называемый Большой Крест.
Умерла Ольга Чехова в 1980 году в возрасте 82 лет.
У нас о личности Ольги Чеховой снято три фильма, где её сыграли: Ольга Погодина (фильм «Легенда об Ольге»), Мария Порошина («Контригра») и Наталья Высочанская в фильме «Апперкот для Гитлера».
Многие из тех, кто писал книги о Чеховой или вспоминал с одной стороны ставят под сомнение её работу на советскую разведку, с другой стороны отмечают особое отношение к ней со стороны как первых людей разведки, так и самого Лаврентия Павловича Берии. Отсюда можно сделать простой вывод, ценность Ольги Константиновны как агента была столь высока, что она никогда не проходила ни по каким документам и была личным агентом Берии.