Многие знают выражение, что «генерал Мороз победил вермахт под Москвой», однако победа русского мороза над немецкими войсками не была случайностью, начало контрнаступления под Москвой долго высчитывали в Генеральном штабе и в Ставке Верховного Главнокомандующего и ждали известий от метеорологов. Для нашего военного руководства не было секретом, что, понадеявшись на блицкриг вермахт не заготовил для своих солдат шинелей, а немецкие танки совершенно не были готовы к морозам. Неплохо показавшие себя в Европе немецкие танки не имели ни зимних моторных масел (вообще, а не конкретно на компанию на Востоке), не имели подогревателей двигателей на случай запуска их на морозе, а потому мороз был на руку Красной армии. И только по получении информации о надвигающемся арктическом фронте наши войска пришли в движение.
Известно, что немцам крайне не хватало метеостанций, особенно в регионах немцами не занятых, а потому они одной из задач для арктического похода тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» была организация арктических метеостанций на Шпицбергене и советском Севере. Одну из таких станций наши лишь недавно на полуострове Ямал.
Делались попытки организовать подобные станции и у американцев под боком. На протяжении всей Второй мировой войны и британцы, и американцы постоянно выигрывали от более точных, чем немецкие, прогнозов. Это было немаловажно, так как нужно было учитывать силу и направление воздушных потоков с запада на восток над Атлантикой, что делало европейские прогнозы погоды для союзников более точными.
Чтобы хотя бы как-то нивелировать это преимущество хотя бы в малых масштабах, немцы решили поставить собственную автоматическую метеостанцию в Северной Америке.
Автоматическая метеостанция WFL 26 «Курт» прибыла на американский континент на борту подводной лодки U-537. При переходе через Атлантику субмарина, находившаяся в надводном положении, попала в жестокий шторм и получила серьезные повреждения, лишившие ее возможности погружаться. Однако поход продолжила и 22 октября стала на якорь в бухте Мартин-Бей, что на северном побережье Лабрадора.
Прикомандированные метеорологи с помощью 10 членов экипажа приступили к установке оборудования метеостанции. На близлежащих холмах выставили несколько часовых. Остальные подводники занялись ремонтом корабля.
Были детально продуманы меры для маскировки «Курта» на случай обнаружения противником – на контейнерах нанесли надписи Canadian Meteo Service, то есть Канадская метеослужба, вокруг станции преднамеренно разбросали пустые пачки из-под американских сигарет. Через 28 часов станция была готова к работе, а на U-537 успели завершить ремонт. По неизвестным причинам радиосвязь с «Куртом» была потеряна уже через месяц. Только в 1977 году канадский геоморфолог Петер Джонсон обнаружил WFL 26. Ученый посчитал, что нашел канадское военное оборудование, то есть маскировка идеально сработала даже спустя три десятилетия. Джонсон даже присвоил станции наименование Martin Bay 7.
И только в 1977 году секрет немецкой метеостанции раскрыл бывший инженер фирмы «Сименс» Франц Зелингер. Во время работы над книгой об истории фирмы он обнаружил секретные документы, касающиеся станции «Курт», и проинформировал о ее местонахождении Канадский департамент национальной обороны. Поисковая группа в 1981 году снова нашла станцию. В настоящее время этот уникальный экспонат времен войны демонстрируется в Канадском военном музее в Оттаве.
По материалам profile.ru, pikabu.ru и др.