1. Об актуальности Проекта.
Актуальность Проекта связана с его миссией – миссией социального сопровождения Защитника Отечества в области реализации его прав. Тридцатилетний опыт функционирования НКО – 1992-2021 годы – показывал, что потребность правовой поддержки членов НКО сокращался и становился малоактуальным направлением деятельности ветеранской организации. Если оценивать ситуацию по позициям среди 6 основных видов социальных услуг [1], то это была пятая-шестая позиция из шести возможных. В настоящее время – на период первого полугодия 2024 года – ситуация значительно поменялась: социально-правовые услуги – это позиция из первой «тройке» среди 6 основных видов социальных услуг.
Обзору правовых вопросов защитников российского Отечества в свете задач выполняемого проекта – проекта «Московский Дом Солдатского Сердца: правовая защита», поддержанного грантом Мэра Москвы 2024 года для социально ориентированных НКО (далее по тексту: Проект) – посвящена настоящая статья.
Цель Проекта: правовое просвещение и безвозмездная юридическая помощь защитников Отечества. Для достижения поставленной цели запланированы и реализуются следующие задачи:
Задача № 1: Мониторинг федерального и регионального законодательства по социальным вопросам инвалидов и ветеранов, разработка методических рекомендаций по защите их прав и интересов, доведение информации до целевой группы проекта.
Задача № 2: Формирование правоприменительной и судебной практики, выработка практических рекомендаций по защите личных и имущественных прав целевых групп проекта.
Задача № 3: Правовое просвещение, повышение правовой грамотности, информирование целевых групп проекта о предоставленных им правах и льготах, расширение аудитории обратившихся за правовой помощью.
Задача № 4. Мониторинг проблем, связанных с защитой прав целевых групп, обмен опытом.
Задача № 5: Оказание правовой безвозмездной помощи, комплексной юридической помощи от консультации до представления интересов в органах власти и в судах при необходимости, формирование правоприменительной и судебной практики.
Проект «Московский дом солдатского сердца: правовая защита» реализуется как фрагмент глобального проекта «Московский дом солдатского сердца», выполняемый НКО в 2018-2032 годах [2].
2 О некоторых промежуточных результатах Проекта.
2.1 О выполнении задачи № 1 «Мониторинг федерального и регионального законодательства по социальным вопросам инвалидов и ветеранов, разработка методических рекомендаций по защите их прав и интересов, доведение информации до целевой группы проекта».
Данная ситуация характеризуется следующими моментами:
Момент № 1: Ежегодно по данной тематике, с одной стороны, проводится огромное количество мероприятий: конференций, круглых столов, семинаров и т.д. С учётом имитационного уровня результативности этих мероприятий поддерживается актуальность повестки определённой тематики и для этого тратится огромное количество сил и средств. С другой стороны, в тематике реальных научных мероприятий эта тема не звучит (https://konferencii.ru/year/2024/1; https://konferencii.ru/, …). Она существует в пределах ветеранского сообщества. В РФ ветеранское сообщество функционирует и развивается в рамках целого ряда общественных организаций федерального уровня, ориентированных на решение социальных вопросов защитников Отечества. Периодически создаются новые организации. Например, 3 июля 2021 года создан Координационный совет ветеранских организаций при Президиуме Общероссийской организации «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» в составе представителей государственных органов, научных и образовательных учреждений, ветеранских организаций и других институтов гражданского общества.
2) Лидирующая по актуальности законотворческая инициатива ветеранского сообщества последних лет – это инициатива создания федерального органа исполнительной власти (ФОИВ) по делам ветеранов боевых действий и военной службы, а также категорий лиц, приравненных к ним: доброволец, народный ополченец, … (https://dzen.ru/a/ZBM0jeAHTX0JhH5P).
3) Периодически на региональном и федеральном уровне акцентируется идея о потенциале региональных льгот для ветеранов. Следует признать, что данная ситуация развивается в формате правовой коллизии и в ближайшем будущем бесперспективна. Ситуация заключается в том, что в Российской Федерации параллельно существуют и функционируют два уровня нормативного правового поля: федерального и регионального уровня. Если компетенции создаваемого правового поля регионального уровня дублируют компетенции федерального уровня, то приоритетными являются нормы права федерального уровня. Таким образом, если формировать нормы права ветеранов в региональном законодательстве, не выходящие за правовые компетенции федерального уровня, то никакие обязательства в соответствии с региональным законом «О ветеранах» в субъекте не возникают.
4) Список социальных правовых позиций, актуальных для их реализации ветеранским сообществом РФ, можно представить следующим образом (https://www.oficery.ru/2023/10/18/koordinaczionnyj-sovet-veteranskih-organizaczij-obsudit-voprosy-provedeniya-sovmestnoj-vstrechi-v-gosdume/):
Консолидация ветеранского сообщества (1).
Координация деятельности ветеранских организаций и органов государственной власти по вопросам социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей в части (2):
– расширения прав и льгот отдельным категориям ветеранов боевых действий до уровня мер социальной поддержки участников войны (2.1);
– льготного пенсионного обеспечения ветеранов боевых действий – пенсионное обеспечение с 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) или сокращения их пенсионного возраста на период времени непосредственного участия в боевых действиях в льготном исчислении (один день за три дня) (2.2);
– повышения размера ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий до уровня прожиточного минимума в субъектах РФ (2.3);
– бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам и назначениям врачей (2.3);
– компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов (2.4);
– обеспечения за счет федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, а также членов семей погибших ветеранов боевых действий (защитников Отечества) независимо от даты постановки на учет нуждающихся в жилье (2.5).
5) В настоящее время в Госдуме на разных стадиях развития законотворческого процесса находится более 50 законопроектов, связанных со специальной военной операцией.
2.2 О выполнении задачи № 2 «Формирование правоприменительной и судебной практики, выработка практических рекомендаций по защите личных и имущественных прав целевых групп проекта».
В рамках Проекта реализовано 54 случая правоприменительной и 2 случая судебной практики. Все они разные, но в то же время они во многом схожи. Во-первых, каждый раз прослеживается, что в нужную минуту не было советчика и определение правовых диспозиций спорящих сторон были реализованы с ущербом для интересов ветерана. Суть описываемой позиции можно представить в рамках обычного житейского дела: в квартире ветерана в момент его отсутствия и отсутствия членов семьи на стояке с горячей водой по причине гидродинамического удара нарушается герметичность одного из сантехнических узлов, участвующих в отведении воды на квартиру. Этот элемент находится в пределах ответственности владельца квартиры. Создаётся незначительный материальный ущерб квартире, расположенной этажом ниже. Желая урегулировать вопрос мирным путем, ветеран боевых действий, являющийся хозяином квартиры, где произошла утечка воды, по предложению хозяина подтопленной квартиры подписал внешне формализованный акт о том, что произошло подтопление квартиры ниже и о том, что он обязуется возместить ущерб. В результате подписания этой бумажки между владельцами двух упоминаемых квартир на основании вот этой инициативно подписанной бумаги возникла судебная тяжба, в результате которой ущерб по данным оценочной комиссии в пределах 1-2 десятков тысяч рублей превратился в объем, превышающий миллион рублей. Применительно к данному случаю хорошо помнятся слова ветерана о том, что звонил всем знакомым и в ветеранские организации проконсультироваться и никто не ответил на телефонный звонок, как специально.
В качестве практической рекомендации хотелось бы для законотворческих органов представить к обсуждению несколько ситуаций.
Ситуация № 1. Ветеран, как правило, всего несколько раз в жизни –против продекларированного права «1 раз в 2 года» – реализует своё право на санаторно-курортный отдых. Вот в чём нюанс. Во-первых, его право на отдых с семьёй не закреплены законодательно, в том числе и на условиях полной или частичной доплаты за услуги, оказанные членам семьи. Во-вторых, право на отдых с членами семьи распространяется только на семью в случае наличия юридически оформленного брака. Опыт НКО в этой области показывает, что жизнь, как набор всех возможных случаев правоприменительной практики, намного богаче продумываемых и фиксируемых в правовом поле вариантов. Очень часто – около 30 % от общей численности претендентов на реабилитацию в условиях санаторно-курортного отдыха – оказывается, что официальный брак не расторгнут, а ветеран проживает в гражданском браке. Бывает и близкая ситуация, когда человек похоронил жену, а вот второй брак юридически не оформлен. Например, в связи с состоянием здоровья или желанием не изменять существующую диспозицию с наследством в своей семье или в другой семье. Вторая актуальная ситуация связана с тем, что ветеран, похоронивший жену или имеющий жену с противопоказаниями к санаторно-курортному лечению, например, по такому состоянию как «спящий онкологический процесс», хочет, но не может поехать на курорт по предоставляемой услуге вместе с внуком. Также не может он и претендовать даже на получение места при условии полной или частичной оплаты стоимости путёвки. Существует ограничение для отдыха с семьёй по причине возраста детей. С другой стороны, известна и понятна ситуация «последний раз в жизни».
2.3 О выполнении задачи № 3: Правовое просвещение, повышение правовой грамотности, информирование целевых групп проекта о предоставленных им правах и льготах, расширение аудитории обратившихся за правовой помощью.
Задача относительно проста. Обращает внимание неплохое знание материала, наличие памяток, консультантов, горячих линий. В рамках расширения аудитории вне стен НКО правовое просвещение осуществляется на базе нескольких организаций, но в целом интерес потенциального благополучателя формируется по принципу «Пока гром не грянет …».
2.4 О выполнении задачи № 4 «Мониторинг проблем, связанных с защитой прав целевых групп, обмен опытом».
В рамках мониторинга проблем осуществляется целенаправленное мониторирование правового поля, связанного с вопросами реабилитации и протезированием конечностей. НКО принимает и будет принимать активное участие в профильных мероприятиях. Возможно, что следует создать перечень/регистр организаций, компетентных в правовых аспектах, определить порядок обращений и ответов.
Возможно, что наше НКО – региональная общественная организация «Общество инвалидов войны в Афганистане – Московский Дом Солдатского Сердца» – могла бы на бескорыстной основе вести определённый объем социально значимой работы в области вопросов жизнедеятельности ампутантов конечностей.
2.5 О выполнении задачи № 5 «Оказание правовой безвозмездной помощи, комплексной юридической помощи от консультации до представления интересов в органах власти и в судах при необходимости, формирование правоприменительной и судебной практики».
За первый квартал Проекта реализованы юридические консультации для 36 защитников Отечества, относящихся к таким группам благополучателей Проекта, как: инвалиды, проживающие в Москве (а), участник СВО и члены их семей (б), ветераны боевых действий и члены их семей (в), ветераны военной службы и члены их семей (г). Что можно сказать о работе с защитниками Отечества? Типичная работа с людьми, работа со сложной социальной категорией. Она должна быть сделана – в полном объёме и вовремя.
3. Заключение.
3.1 Из того, что можно было изменить в лучшую сторону на личном приёме. В рамках первой встречи-приёма, как правило, сложно уловить все нюансы, чтобы дать ответы на все вопросы, дать эти ответы правильно … Было бы здорово, если бы к первой встрече юрист шёл уже подготовленным к имеющейся объективной ситуации и подготовленным с правовой точки зрения. Для этого было бы целесообразным предварительное получение и ознакомление с документами в виде скан-изображений. Большинство благополучателей сделать этого не могут: нет почты, нет ПЭВМ, нет сканера и т.д. Очень часто – вернее в 90-99 % случаев – бывает, что после первой встречи надо предоставить другие документы и вот эта проблема актуальна. Опять нужна встреча: удобная по дню недели и времени дня для благополучателя и для юриста. Эта та самая ситуация, применительно к которой очевидно, что благополучателям не хватает интернет-грамотности и интернет-мобильности.
3.2 Правовое сопровождение вопросов жизнедеятельности защитников Отечества как направление основных видов социальных услуг становится актуальным и востребованным направлением оказания услуг защитникам Отечества на ближайшие годы. Нагрузка для юристов в этой области возрастёт кратко. Если участники афганской и чеченских войн к 2020-м годам повзрослели: для них перестали быть актуальными вопросы устройства детей в детсады и школы, получения образования, профессии, трудоустройства, то теперь этот полный правовой спектр вопросов жизнедеятельности защитников Отечества восстановился.
Если количество ветеранов ВОВ по данным Росстата в 2021 году составляло около 120 тысяч человек, а численность российских ветеранов – участников 38 локальных конфликтов в 36 странах мира за период 1945-2021 годы – не превышала ста тысяч человек, то по состоянию на 16.06.2023 по данным Минтруда РФ статус ветеранов боевых действий – участников СВО имели более 133 тысяч человек (https://iz.ru/1529498/2023-06-16/v-mintrude-nazvali-kolichestvo-imeiushchikh-status-veterana-boevykh-deistvii-uchastnikov-svo).
Так что положение обязывает: Поставленные перед НКО задачи будут решены и цель Проекта будет достигнута. Положение социально ориентированной НКО – это, прежде всего статус, который обязывает!
Список литературы
1 ГОСТ Р 52143-2013 Основные виды социальных услуг. – М.: Стандартинформ, 2014. – 6 с. 2 Яшин М.Е., Домрачев А.А. Проект «Московский дом солдатского сердца» / М.Е. Яшин, А.А. Домрачев. – М., 2022. – 34 с.