У Ворошилова среди большевиков, где далеко не все были из пролетариата, идеальная биография – он самый настоящий потомственный рабочий. Сам он писал о себе так: «Родился я в 1881 году 4 февраля (22 января по старому стилю). Мой отец работал в то время путевым обходчиком на железной дороге. Я был третьим ребенком в семье.»
И отец его, послуживший в армии и повоевавший в Русско-турецкую войну, осел в Донбассе (нынешний Лисичанск) путевым обходчиком. Мать такая же беднячка, и сыну светило в принципе то же – подрабатывая с раннего детства, он закончил три класса, поступив в школу в 12 лет, и попал на Луганский Паровозостроительный завод рабочим. Там ему светила карьера рабочего, с шансами вырасти в мастера, и даже участие в рабочем движении не невидаль – а кто тогда не участвовал?
Но всё сложилось по-другому. Как и многих, Ворошилова качнуло в революцию, со всем отсюда вытекающим – аресты, тюрьмы, ссылки, избиения, и даже любовь… Женился он в ссылке на девушке из партии социалистов-революционеров. А в 1906 году он знакомится с Лениным и Сталиным. Тогда и завяжется дружба между будущим Вождём и будущим маршалом. Впрочем, тогда они об этом не знали и вряд ли даже подозревали. Революция первая заканчивалась неудачей, до второй было ещё 11 лет.
До самого Октября 1917 года Ворошилов – революционер и агитатор. В армии он не служил ни дня, в боях не участвовал. Зато политиком был в рабочей среде популярным – из рабочих, сидевший, подвергнутый пыткам, не жил в эмиграциях и ни разу не теоретик. Свой, не какой-то умник. Тем более в годы Первой мировой он от армии не уклонялся, как принято писать у многих, а работал на оборонном заводе в Царицыне, будучи освобождён от службы властями.
И его взлёт начался ещё с Февраля именно как политический – депутат Петроградского совета, председатель Луганской городской Думы, позже – Луганского совета, депутат Учредительного собрания… Бедой большевиков было то, что они были крайне ограниченными в проверенных людях, по-настоящему популярными в народной среде. Сами идеи народ поддерживал, а вот конкретные исполнители… И сразу после Октября Ворошилов приезжает в Петроград. Приезжает, дабы его карьера сделала головокружительный кульбит, возможный только в ту эпоху – он становится одним из отцов ВЧК. А в марте 1918 года неожиданно для себя военачальником, сформировав в Луганске рабочий отряд для борьбы с немцами.
Редко афишируемый факт – одним из создателей Донецко-Криворожской республики был тоже Ворошилов. Вообще, Гражданская война прошла в его жизни сумбурно – отряд вырос в Пятую армию, и Климент Ефремович делает прыжок с комбата (отряд создан числом в 600 человек) сразу в командармы. Дальше отступление, оборона Царицына, где Ворошилов и Сталин сошлись очень близко, ряд должностей скорее партийных (член военного совета) и в итоге довольно противоречивый опыт. Плюс участие в военной оппозиции, требовавшей не использовать военспецов в РККА.
Стал ли Клим Ворошилов полководцем? Нет, конечно, а вот будучи талантливым организатором и агитатором, пришёлся к месту как во время Гражданской, когда побеждали те, кто лучше агитирует, так и после неё, когда РККА сократили в десять раз, а армия была перенасыщена бывшими царскими офицерами и новыми краскомами с кашей в голове и наполеоновскими амбициями, требовавшими присмотра. Да и само состояние армии, когда с небольшим финансированием требовалось создать нечто боеспособное и грозное, скорее задача административная. Стратегов хватало, не было хозяйственников. Плюс Ворошилов не обладал повышенным честолюбием и не претендовал на первые роли, признавая интеллектуальное превосходство своего друга – Иосифа Сталина. Этого было достаточно.
И рассматривать дальнейшую жизнь нашего героя надо не как полководческую – он им не был, что сам и признавал – а именно как карьеру большевика-администратора. Сам Ворошилов как-то о себе сказал: «Я – рабочий, слесарь по профессии, и не имею специальной военной подготовки. Я не служил в старой, царской армии… В Красной Армии работаю с марта 1918 г., но уже с ноября 1917 г. я был на военной работе в качестве революционного «градоначальника» Ленинграда.»
И в полководцы, надо отдать должное, не лез. А хозяйство при нём было исправным. РККА получила гору техники, созданы новые рода войск, с нуля, красноармейцы были сытыми и одетыми. Идеальная армия мирного времени для сдерживания врага и локальных конфликтов. При этом Ворошилов тенью Сталина не был: признавая его главенство, он мог с Вождём серьёзно спорить, что отмечалось неоднократно. А миф о первом красном офицере… принято было тогда так.
До самой Зимней войны Ворошилов с хозяйством справлялся, и польза от фактически гражданского наркома обороны была, но в военное время ценности немного другие, и люди нужны другие. А Ворошилов в опалу не попал, просто занял должности ближе к реальным знаниям и опыту – заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР и председателя Комитета обороны при СНК СССР, где и был вполне на своём месте. Ничего не поменяла и Великая Отечественная – временное возвращение его в ряды, где он показал себя человеком храбрым, но ни разу не военачальником, не стало неожиданностью: «10 сентября в районе Красного Села командующий фронтом лично повел подразделение морских пехотинцев в атаку.»
Просто за генералами тоже нужен был присмотр, а на фронтах – организатор. Когда ситуация требовала полководца – посылали таковых. Цену Климу Иосиф Виссарионович знал, и она была высокой, но не в области военного искусства. И руководство партизанами и трофейной службой самое оно – там нужен был в первую очередь хозяйственник.
А после войны – контрольная комиссия в Венгрии, где обстановка была, пожалуй, похуже германской, потом работа в советском правительстве замом и председателем в парламенте. После смерти Сталина в опалу не ушёл, а пенсия его в 1961 году вполне объяснима – Клименту Ефремовичу исполнилось 80 лет. Умер же красный маршал в 1969 году, дожив до глубокой старости. Как по мне, его трагедия в том, что видели в нём не того, кого видели те же иностранцы: «Военный комиссар Ворошилов — яркая симпатичная личность, образован, умён, открыт, свеж, жизнерадостен, находчив, внешне ухожен. Ему 48 лет, но он самый «возрастной» командир Красной Армии. Ворошилов является политическим и военным руководителем одновременно. Своим положением в правительстве он обязан, по-видимому, главным образом своим политическим способностям. Занимая с 1920 г. ответственные посты в армии, он приобрёл хорошее военное образование. Его появление перед подчинёнными командирами и войсками полностью соответствовало поведению лидера западных армий. Он уважаем и любим войсками и, без сомнения, твёрдо держит армию в руках. Заметные шаги в образовании и организации армии, а также в её внутреннем укреплении предположительно обязаны в первую очередь его инициативе. Он — реалистичный политик. Как таковой, он явно стремится поставить армию максимально дальше от политики и поставить на передний план военные принципы.»
Перед ними представал министр обороны на западный манер – администратор и хозяйственник, у нас же сначала родился культ Ворошилова-полководца, потом этот культ с грохотом разоблачили, так и не поняв – стратегия это не о нём. При этом из министров обороны, за всю историю России, Климент Ефремович один из самых успешных. Без иронии. Армия – это инструмент, и главное – всё-таки его не использовать, а выковать. Выковал же его простой луганский слесарь. И что бы о нём ни писали, серьёзного компромата на Ворошилова-человека нет.
Примерный семьянин, всю жизнь верный и любящий муж, не имея детей, своих воспитал трёх сирот, вежливый и интеллигентный, храбрый и бескомпромиссный.
«Милый Ворошилов – я представлял его себе совсем не таким. Оказалось, что он светский человек, очень находчивый, остроумный, и по-своему блестящий.»
Единственное, что на него всерьёз вешают – участие в репрессиях. Что тоже чистая правда. Но ни до, ни после них он жестокостью не отличался. Так, может, дело в политической борьбе, где он, как член группы, не мог не быть на стороне своих?
А в целом напоминает мне Климент Ефремович другого министра обороны и гражданского маршала-строителя, очень даже пригодного во время мирное. И фигуру его ещё предстоит понять и оценить потомкам.
Роман Иванов
topwar.ru